Монография сотрудника Института востоковедения АН РУз Камильджана Рахимова была издана в издательстве “Узбекистан” Институтом востоковедения АН РУз совместно с Центром мемориального комплекса Бахауддин Накшбанд, общественным фондом “Бухорои шариф”, научной школой изучения суфизма при высшей медресе Мир Араб.
Эта монография посвящается благословенной Бухаре, объявленной ISESCO столицей исламского мира в 2020 году, а также 915-летию со дня рождения Ходжи Абдухалика Гиждувани и 700-летию со дня рождения Ходжи Бахауддина Накшбанди.
Мавераннахр известен в качестве одной из колыбелей суфизма, наряду с такими крупными центрами исламской цивилизации, как Хиджаз, Ирак, Сирия, Египет и Хорасан. Начиная с XII века, четыре из более полусотни появившихся в различных уголках исламского мира суфийских тарикатов – йассавийа, хаджаган-накшбандийа, кубравийа и ишкийа – возникли именно в Центральной Азии. Среди указанных суфийских школ, течений и тарикатов особое место занимает тарикат хаджаган-накшбандийа.
В представленной монографии говорится об истоках, происхождении и истории широкого распространения тариката хаджаган-накшбандийа, его идейных основах и Семи пирах – первых семи наставниках этого тариката от Абдухалика Гиждувани до Бахауддина Накшбанди, их жизни, деятельности и учении.
Следует признать, несмотря на достаточно большое количество работ, которые до настоящего времени были написаны в мировом востоковедении об изучении истории и учения тариката хаджаган-накшбандийа, до сих пор нельзя сказать, что сформировался четкий и единый научно-обоснованный взгляд на историю возникновения и распространения указанного тариката, его идейные основания, жизнь и деятельность его главных представителей. В частности, исследователи из разных стран, по-разному подходившие к учению хаджаган-накшбандийа и его влиянию на исламский мир, пришли к различным выводам. Что касается нашей страны, хотя и была проделана определенная работа по изучению отдельных периодов истории тариката хаджаган-накшбандийа, а также отдельных представителей, например, о жизни и деятельности первых семи пиров тариката, история этого тариката, его учение и представители все ещё не стали объектом комплексного и системного изучения.
С этой точки зрения, монографическое исследование молодого специалиста по суфизму, несомненно, внесло важный вклад в дело изучения на научной основе тариката хаджаган-накшбандийа, который занимал важное место в формировании духовности и мировоззрения нашего народа. Опираясь на источники, автор одним из первых смог представить относительно точные и системные сведения о датах рождения и смерти, жизни и деятельности, учении и основных целях первых семи пиров тариката хаджаган-накшбандийа, от Абдухалика Гиждувани до Бахауддина Накшбанди. Очевидно, что это исследование внесет вклад в дело изучения истории и учения тариката хаджаган-накшбандийа.