Вышедший в свет в сентябре 2020 г. Учебник «Новейшая история Узбекистана», подготовленный авторским коллективом Академии наук Республики Узбекистан, является новым научно-инновационным изданием для системы высшего образования республики.
Для обеспечения глубокого понимания, получения полноценных знаний и качественного усвоения студентами учебного материала по курсу «Новейшая история Узбекистана» и достижения высокой профессиональной компетентности подготавливаемых специалистов в области гуманитарных, социальных, педагогических, искусствоведческих, юридических, а также естественных и других дисциплин, необходимо создание учебников, учебно-методических и практических пособий для высших образовательных учреждений, соответствующих современным реалиям исторического развития суверенного Узбекистана.
С этой целью авторским коллективом ведущих ученых, сформированным Академией наук Республики Узбекистан при Институте истории и Координационно-методическим центре по вопросам новейшей истории Узбекистана АН РУз, было выполнено научно-инновационное исследование в период 2014 – 2019 годы. Основные результаты, полученные в этом исследовании, были положены в основу изданного в 2018 г., дополненного и переизданного в 2020 г., впервые в отечественной и зарубежной практике на русском языке, пилотного (для профильных факультетов университетов и государственных библиотек) научно-инновационного учебника «Новейшая история Узбекистана» (Ташкент, 2020 г., 512 с.). Данный учебник подготовлен на основе принятых национальных стандартов и с учётом широкого международного опыта учебных изданий (университеты Оксфорда, Кембриджа, Дж. Хопкинса, МГУ им. М.В.Ломоносова и др.).
Учебник включает 12 тематических глав по наиболее важным проблемам новейшей истории, содержащих 27 параграфов по отдельным направлениям исторического развития республики, хронологический перечень важнейших исторических дат и событий, произошедших в годы суверенного Узбекистана, глоссарий основных терминологических понятий и список сокращений, использованных в учебнике, а также сведения об авторском коллективе ученых - разработчиков учебника.
Главы учебника содержат следующие основные составные подразделы: - развернутую аннотацию с резюме; - отдельные параграфы с предметным изложением соответствующих материалов главы с заключениями по ним; - ключевые выводы в конце каждой главы с постановочными задачами для проведения самостоятельных аналитических исследований с целью наиболее глубокого понимания проблематики главы; - контрольные вопросы по теме; - список рекомендуемой для изучения курса дополнительной литературы, включающий печатные издания и электронные источники. Такое построение учебника полностью отвечает наиболее распространенному сегодня в учебной практике интерактивному процессу обучения с использованием открытого диалога педагога со студентами.
Каждая глава учебника отражает общую цель образовательного процесса по новейшей истории - приобретение студентами необходимых знаний по данному курсу, а их педагогами – использование учебника в качестве расширенного научно-инновационного источника для построения учебной программы данной дисциплины и последовательного изложения студентам курса новейшей истории Узбекистана с учетом социально-экономического развития страны. Особое внимание в учебнике уделено проблемам формирования гражданского общества (глава 4), модернизации системы образования и подготовке кадров (глава 8), развития отечественной науки и инноваций (глава 9), духовного и культурного развития в Узбекистане (глава 10).
В материалах учебника показано, что дисциплина новейшей истории Узбекистана является составной частью общего гуманитарного образования, которая позволяет связать исторические знания и процессы с современностью. При этом были учтены национальные особенности, традиции и историко-культурное наследие, что позволило показать тесное переплетение исторической науки с другими науками – антропологией, этнографией, искусствоведением, политологией, социологией и др.
Материал учебника показывает, что новейшая история сравнительно новое направление в исторической науке со своей методологией, средствами и методами исследований, учебно- методическими ресурсами и терминологией. Причем, обновление терминологии для всей исторической науки является естественным следствием развития всех её направлений.
Представленные в главах учебника описания исторических процессов, фактов, событий, их предметный анализ и ключевые выводы позволяют формировать у студентов и преподавателей университетов и других высших учебных заведений республики, заинтересованных специалистов, навыки не только их осмысления, а также на основе полученных знаний, - практического применения.
Член авторского коллектива учебника
профессор М.В.Кремков